Если бы меня попросили выразить, что такое глубинная философия, одним предложением, я бы сформулировал это так: в глубинной философии мы размышляем над основными жизненными проблемами с позиции нашей внутренней глубины, в партнерстве друг с другом, с использованием философских текстов.

Обратите внимание на несколько моментов:

Во-первых, эта формулировка ясно показывает, что глубинная философия является одной из форм философии. Она исследует фундаментальные вопросы жизни, также как и многочисленные философы на протяжении всей истории философии исследовали наше фундаментальное понимание жизни и реальности: Платон, Аристотель, Эпикур, Спиноза, Руссо, Кант, Ницше и др.

Во-вторых, эта формулировка также объясняет, что глубинная философия делает акцент на особом виде мышления, который подразумевает молчаливое слушание из внутренней глубины. Философы на протяжении всей истории использовали различные способы мышления: дискурсивное мышление и анализ (например, Аристотель), интроспекция (Гуссерль), интуиция (Бергсон), поэтическое мышление (Новалис), медитация (Плотин) и так далее. Глубинная философия фокусируется на более тихом и полумедитативном виде мышления, или на том, что мы называем созерцанием.

В-третьих, глубинная философия обычно (хотя и не всегда) является групповой деятельностью. Она практикуется в небольших группах, обычно из 5-15 человек, которые встречаются онлайн или лицом к лицу на сессиях (sessions) в течение одного-двух часов. Однако, в отличие от обычных дискуссионных групп, участники не спорят, не осуждают и не высказывают своих мнений. Скорее, они мыслят в единстве, другими словами, они резонируют друг с другом, как музыканты во время исполнения джазовой композиции.

В-четвертых, эта формулировка говорит нам о том, что на сессиях глубинной философии мы всегда поддерживаем связь с идеями предыдущих исторических мыслителей. В конце концов, философия – это долгая традиция, исторический дискурс, где каждый мыслитель всегда обращается к предыдущим мыслителям. Философия никогда не начинается с нуля. Поэтому мы используем философский текст – не как авторитет для подражания, а как материал для работы, чтобы реагировать на него по-своему, обогащая тем самым наше собственное мышление.

Здесь мы можем добавить пятый пункт, касающийся цели этой деятельности. Чего мы надеемся достичь, практикуя ее?

Ответ заключается в том, что через глубинную философию мы хотим войти в контакт с основами нашего существования, с основным смыслом, который формирует нашу реальность, или тем, что мы называем “голосами реальности”. Мы также хотим взрастить в нас внутреннее измерение, которое позволило бы нам быть открытыми для более глубокого уровня реальности. Мы называем это измерение «внутренняя глубина». В этом отношении мы близки по духу таким философам, как стоики, неоплатоники, немецкие романтики и американские трансценденталисты, которые также работали над пробуждением дремлющего внутреннего измерения, связанного с фундаментальной реальностью. Таким образом, для нас, в отличие от общепринятой современной философии, философия – это нечто гораздо большее, чем просто интеллектуальный интерес.

 

Перевод выполнен Е.А. Полухиной.